Руководствуясь кинетической теорией газов, можно вывести закон действующих масс. Кинетическая теория газов объясняет протекание химических реакций, исходя из энергии движения – кинетической энергии молекул. При непрерывном перемещении молекул постоянно происходят их попарные соударения. Если энергия сталкивающихся молекул достаточно большая, то их столкновение приведет к химическому взаимодействию. Избыточная энергия по сравнению со средней энергией, которой обладают молекулы, вступающие в химическое взаимодействие при столкновении, называется энергия активации. Молекулы, обладающие энергией активации, называются активные молекулы. Поскольку одновременные столкновения трех и большего числа молекул редки и поэтому маловероятны как причина химического взаимодействия, то можно считать, что элементарный акт химической реакции отвечает уравнению
A + B ⇄ C + D
Вероятность столкновения молекул A и B возрастает при увеличении концентрации веществ A и B. Если в определенном объеме реакционной системы содержатся только по одной молекуле A и B, то вероятность их столкновения чрезвычайно низка. Однако эта вероятность за тот же промежуток времени возрастает в 10 раз, если отношение A : B = 10 : 10.
Повышение числа столкновений A – B одновременно приводит к возрастанию скорости реакции.
Скорость химической реакции возрастает с повышением концентраций веществ, участвующих в реакции
Для скоростей прямой и обратной реакции действительны выражения
υпр. = kпр.cAcB
υобр. = kобр.cCcD
показывающие, что скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих или образующихся веществ. Коэффициенты пропорциональности в этих выражениях kпр. и kобр. называют Константа скорости реакции. Каждой реакции отвечает свое значение константы скорости. Для конкретной реакции
Константа скорости растет при повышении температуры
Возрастание энергии движения молекул с повышением температуры находит отражение в том, что увеличивается число и частота взаимных столкновений и тем самым растет скорость реакции.
В начальный период протекания обратимой реакции скорость ее прямой реакции будет значительно превышать (на несколько порядков) скорость обратной реакции, υпр. >> υобр. По мере протекания прямой реакции концентрации реагентов A и B уменьшаются, следовательно, постоянно снижается и скорость прямой реакции. Одновременно с этим увеличиваются концентрации продуктов C и D, поэтому постоянно повышается скорость обратной реакции.
Общая скорость обратимой реакции, т.е. наблюдаемая экспериментально степень превращения веществ в единицу времени, оказывается равной разности между скоростями прямой и обратной реакций:
υ = υпр. – υобр.
Поскольку скорости прямой и обратной реакций непрерывно изменяются противоположным образом, то в какой-то момент времени протекания реакции обе скорости обязательно должны сравняться υпр. – υобр. В результате общая скорость обратимой реакции становится равной нулю, υ = 0. Однако это не означает, что при υ = 0 обратимая реакция прекращается. Продолжается взаимодействие реагентов – прямая реакция со скоростью υпр. > 0 и взаимодействие продуктов – обратная реакция со скоростью υобр. > 0, но при этом υпр. = υобр. и оба направления реакции как бы компенсируют друг друга. Именно вследствие уравнивания скоростей прямой и обратной реакций достигается состояние химического равновесия. После установления равновесия концентрации всех участвующих в реакции веществ (реагентов, продуктов) далее не изменяются при T = const, они принимают определеные для конкретной реакции равновесные значения [A], [B], [C], [D].
Выражения для скоростей прямой и обратной реакций:
υпр. = kпр.[A][B]
υобр. = kобр.[C][D]
Отсюда, при υпр. = υобр.
kпр.[A][B] = kобр.[C][D]
kпр. / kобр. = [A][B] / [C][D] = Kc
Полученное выражение есть закон действующих масс для состояния химического равновесия обратимых реакций типа A + B ⇄ C + D.
Применительно к реакциям других типов, т.е. более сложным по числу реагирующих частиц, возможен лишь формальный перенос приведенного выше кинетического вывода закона действующих масс. Например, реакция синтеза аммиака N2 + 3H2 ⇄ 2NH3 относится к типу A + 3B ⇄ 2C. Исходя из уравнений сложных обратимых реакций, нельзя сделать кинетический вывод, что для осуществления акта прямой реакции необходимо одновременное столкновение четырех молекул (1A + 3B). Такие реакции протекают через несколько элементарных этапов, обычно включающих попарные соударения реагирующих частиц (механизмы таких реакций сложны и недостаточно изучены).
Выражение закона действующих масс для сложных обратимых реакций:
A + B + C ⇄ L + M + N
Kc = ([L][M][N]) / ([A][B][C]) = const = f(T)
Если принять, что вещества B и C – это одно и то же вещество B, а вещества L, M, N – это одно и то же вещество M, то уравнение реакции преобразуется к виду:
A + B + B ⇄ M + M + M; A + 2B ⇄ 3C
т.е. это уравнение совпадает с указанным выше типом реакций, подобным синтезу NH3.
Применительно к таким реакциям выражение закона действующих масс также математически видоизменяется:
Kc = ([M][M][M]) / ([A][B][B]) = [M]3 / ([A][B]2)
Как видим, в выражении для константы равновесия коэффициенты уравнения реакции выступают в качестве показателей степени у концентрации соответствующих веществ.